top of page

Ментальное здоровье в России: что мешает людям обращаться за помощью и почему важно это делать

  • Газета Просто
  • 18 июл. 2020 г.
  • 3 мин. чтения

Что вы сделаете, если у вас заболит зуб? Скорее всего, как можно скорее отправитесь к врачу. Но далеко не все примут такое же решение, столкнувшись с симптомами психического расстройства.


Между тем зубная боль крайне редко приводит к летальному исходу. А что насчёт, например, депрессии?


По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно около 800 000 человек кончают жизнь самоубийством. Это – третья по значимости причина смертности в возрастной группе от 15-ти до 19-ти лет. Конечно, далеко не всегда суицид становится следствием психического расстройства. Но связь между самоубийствами и ментальным здоровьем очевидна. Как минимум части этих печальных исходов можно бы было избежать при своевременном обращении к хорошему специалисту.


Почему же люди не обращаются за помощью?


Одна из главных причин – недостаточная информированность о проблемах психического здоровья. Многие даже не догадываются, что постоянное чувство тревоги, апатия, сложные взаимоотношения с едой или, например, нарушения сна – не менее весомые поводы пойти к врачу, чем кариес. Обычно подобные симптомы списывают на дурной характер, усталость или лень, но зачастую причины кроются гораздо глубже.


Недостаточная информированность приводит к крайне искажённому представлению о том, что такое ментальное здоровье, а это, в свою очередь – к стигматизации психических расстройств. Даже осознав проблему, человек может откладывать визит к специалисту, опасаясь осуждения со стороны общества и считая, что посещение психотерапевта, психиатра или даже психолога навсегда поставит на нём клеймо «сумасшедшего».


Другая крайность – романтизация психических расстройств, возникшая на плодотворной почве современной массовой культуры. Да, многим фильмам и сериалам стоит отдать должное за освещение и популяризацию проблем, связанных с ментальным здоровьем. Однако порой репрезентация психических расстройств на экране приводит к тому, что зрители начинают воспринимать их как что-то красивое и эстетичное, что-то, что делает людей более особенными и вызывает сочувствие окружающих. Это, также как и стигматизация, не идёт на пользу тем, кто действительно нуждается в помощи.


Зачастую люди боятся не столько общественного мнения, сколько возможных последствий, которые, как они считают, может повлечь за собой визит к врачу. В нашей стране до сих пор используется, как в быту, так и во врачебной практике, такое понятие как «психиатрический учёт». Но с 1993-го года – года вступления в силу нового закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» – это словосочетание не несёт в себе никакого правового смысла. На смену учёту, фактически пожизненному и действительно способному закрыть перед пациентом многие двери, пришли два новых понятия: «консультативно-лечебная помощь» и «диспансерное наблюдение».


Если вы посещаете психоневрологический диспансер (или другое лечебное учреждение) добровольно, и врач не считает вас опасным для себя или окружающих – а следовательно нуждающимся в постоянном наблюдении – вы попадаете в первую категорию. «Консультативно-лечебная помощь» ни к чему вас не обязывает. Вы можете не выполнять предписания специалиста и не принимать выписываемые им медикаменты, если не сочтёте нужным. В случае, если вы перестанете посещать врача, никто не станет вас разыскивать и контролировать дальнейший ход лечения, а через год ваша медицинская карта будет сдана в архив.


«Диспансерное наблюдение» подразумевает «наблюдение за состоянием психического здоровья лица путём регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи» и устанавливается «независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством» (пункт 3 статьи 26 вышеуказанного закона). Этот вид лечения может повлечь за собой ограничение некоторых прав пациента, но все они снимаются, когда врач сочтёт, что в них больше нет необходимости. Наблюдение прекращается «при выздоровлении либо при значительном и стойком улучшении психического здоровья лица», а решение о его установлении или прекращении может принимать только комиссия врачей-психиатров.


И самое важное – в обоих случаях ваше обращение в лечебное учреждение остаётся охраняемой законом врачебной тайной. Никто не имеет права направлять в медицинскую организацию запросы о том, проходили ли вы в ней лечение, а медицинская организация не имеет права на такие запросы отвечать. Исключениями являются лишь лица, указанные лично вами, и особые случаи, оговоренные в «Законе о психиатрической помощи…» (например, если запрос направлен другой медицинской организацией для полноценного лечения или экспертизы).


В некоторых ситуациях человеку может понадобиться подтверждение того, что он, по состоянию своего здоровья, способен выполнять какую-либо работу. На такой запрос учреждение отвечает лишь «да» или «нет», не предоставляя никаких более подробных сведений о диагнозе и ходе лечения пациента.


Иногда недоверие людей к государственной медицине обусловлено не опасениями за последствия и конфиденциальность, а сомнениями в качестве оказываемой помощи. Слишком часто пациенты психоневрологических диспансеров сталкиваются с некомпетентностью, грубостью и равнодушием врачей. Для тех, кто не хочет или не может тратить время и силы на поиски хорошего специалиста всегда есть альтернатива – платные частные клиники. Но позволить себе её может далеко не каждый. Средняя стоимость одного сеанса у частного психиатра/психотерапевта/психолога составляет примерно 3000 рублей. А цена за сутки пребывания в частной клинике варьируется от 15 до 30 тысяч. Кроме того, бОльшая часть хороших частных учреждений сосредоточена в крупных городах.


Культура ментального здоровья в России пока находится в зачаточном состоянии. Мы только учимся отличать патологии от нормы и признаваться себе и окружающим в том, что нуждаемся в помощи. Подробное изучение этой темы, борьба с предубеждениями и привлечение внимания властей к проблемам государственного здравоохранения ускорят этот процесс и сделают лучше жизни тысяч людей.


Автор: Мария Савотченко, ЖУР-3-18-04

Kommentare


Пост: Blog2_Post

©2020 Газета ПРОСТО. Сайт создан на Wix.com

bottom of page