Слишком быстрая мода: что не так с современной модной индустрией
- Газета Просто
- 18 июл. 2020 г.
- 3 мин. чтения
За последние несколько десятилетий модная индустрия изменилась до неузнаваемости. Если раньше производители одежды ориентировались лишь на два сезона в год и, соответственно, создавали в год по две коллекции, то сейчас они работают по принципу «микро-сезонов», мгновенно отзываясь на все веяния и тенденции. Новая бизнес-модель получила название «fast fashion» – быстрая мода. Вы наверняка слышали это словосочетание и раньше, в последнее время о быстрой моде много говорят и пишут. И есть о чём – с каждым годом мы всё больше узнаём о том, что не так с современной модной индустрией.

В апреле 2013-го года весь мир был потрясён катастрофой в бангладешском городе Саваре. Обрушение восьмиэтажного здания привело к гибели более тысячи человек. Почти все они были работниками швейных фабрик, владельцы которых проигнорировали предписание об обязательной эвакуации. Это событие всколыхнуло общественность, открыв людям по всему миру глаза на то, в каких условиях и какой ценой производится их одежда. Но изменилось с тех пор немногое.
Большинство крупных брендов одежды и аксессуаров, работающих по принципам быстрой моды, преследуют две главные цели: произвести как можно дешевле и продать как можно больше. Стремясь сделать производство менее затратным, они переводят большую его часть туда, где дешёвая рабочая сила – в Китай и страны третьего мира. Чаще всего компании нанимают работников не официально и не являются владельцами фабрик, а потому не несут никакой ответственности.

Люди, работающие на таком производстве, получают, в среднем, меньше 3-ёх долларов в сутки. Один топ-менеджер крупной компании получает такую же заработную плату, как 16000 работников бангладешских предприятий по пошиву одежды. Но низкие зарплаты вовсе не означают лёгкий труд. Не зря подобное дешёвое производство назвали «потогонным». Условия и объёмы работы, которую приходится выполнять людям на таких предприятиях, изнуряют и представляют серьезную угрозу для здоровья, а игнорирование основных правил безопасности – для жизни. Дана Томас, автор книги «Цена быстрой моды и будущее одежды», в интервью изданию «L`officiel» рассказала о своём опыте посещения фабрики одежды в Бангладеше: «Там было мерзко и опасно, а работники были истощёнными, уставшими и очень юными. Просто ужасающе».
При этом у тех, кто работает на таких фабриках, нет никакой возможности себя защитить. У них нет коллективных прав, нет профсоюзов, а попытки их создания порой жестоко пресекаются.
Всё это приводит к катастрофическим последствиям, и речь не только об обрушениях зданий и пожарах. Даже когда мы не слышим о громких событиях, повлёкших за собой множество смертей, быстрая мода продолжает разрушать человеческие жизни.

Яркий пример – последствия кожевенного производства в индийском городе Канпур. Токсичные отходы, такие как хром, используемый для сохранения структуры кожи, сливаются в реку Ганг, откуда они попадают в грунтовые воды – единственный источник питьевой воды в Канпуре. Это оказывает серьёзное влияние на здоровье местных жителей – постоянные проблемы с кожей, болезни печени, онкологические заболевания. Но по сравнению с перспективой голодной смерти – это всё ещё меньшее из зол.
У работников подобных предприятий зачастую просто нет выбора. Рабочие места, даже такие, для них жизненная необходимость. Они вынуждены соглашаться со всеми условиями работодателей, ведь иначе те найдут себе более выгодную рабочую силу.
Быстрая мода жестока не только к своему самому уязвимому звену. Её влияние на окружающую среду уже в ближайшем будущем может коснуться каждого из нас.
На сегодняшний день производство одежды уступает по количеству загрязнений только нефтяному промыслу. Потребляя огромное количество ресурсов, оно производит еще более огромное количество отходов. По данным «Forbes», ежегодно на производство полиэстера – самой используемой в модной индустрии ткани – уходит около 70-ти баррелей нефти. Разлагается же он более двух сотен лет.
Кроме того, необходимость в постоянном наращивании количества производимого хлопка приводит к изменениям в стандартах сельского хозяйства. Игнорирование специфики природных условий разных регионов разрушительно для локальных экосистем, а повсеместное использование пестицидов вредно для состояния почвы и здоровья местных жителей.

Многие крупные бренды пытаются делать шаги в сторону устойчивого развития, заявляя о своём ответственном отношении к производству. Но, как показывает практика, иногда это оказывается лишь очередным маркетинговым ходом. Так, в 2017-м году разгорелся скандал с участием одного из самых крупных fast fashion брендов – «H&M». В прессу просочилась информация о том, что компания сожгла около 19-ти тонн нераспроданной одежды. Между тем, уже тогда бренд заявлял о своём внимании к проблемам экологии и призывал покупателей приносить в магазины сети одежду на переработку.
Выбирая новую вещь в «H&M», «Zara» или «Topshop», мы вряд ли представляем себе, насколько её настоящая цена больше той, что указана на этикетке. И речь не о деньгах. Её цена – жизни и здоровье миллионов работников этой индустрии, тонны выбрасываемой ежегодно одежды, которую надели, в лучшем случае, несколько раз, загрязнение почвы и воды, дающих жизнь огромному количеству людей. И пока мы голосуем за это своими покупками, мы вносим свой вклад в то, чтобы эта разрушительная система и дальше продолжала функционировать.
Что же можно сделать? Отказаться от навязываемой брендами мысли о том, что новая вещь сделает нас счастливей, покупать лишь то, что действительно нужно, отдать предпочтение секонд-хендам и ответственным локальным брендам, нацеленным на устойчивое развитие. В конце концов, это может оказаться полезным не только для мира в целом, но и для вашего кошелька.
Автор: Мария Савотченко, ЖУР-3-18-04.
Comments